64 истребительный авиационный полк
Войск противовоздушной обороны страны

64-й истребительный авиационный полк сформирован 20 октября 1955 года с временным местом дислокации с. Туношна Ярославской области по штату № 15/334 в составе трёх авиационных эскадрилий на самолетах МиГ-15бис. Полк входил в состав 17 истребительной авиационной дивизии 52 воздушной истребительной армии Московского округа противовоздушной обороны страны. Офицерский состав полка формировался из числа лётчиков и техников авиационных частей 52 ВИА ПВО, а также выпускников авиационных лётных и технических училищ 1955 года выпуска.

Приказами Главнокомандующего Войсками ПВО страны, командующего Московским округом ПВО и 52 ВИА ПВО назначены:

  • Командиром полка майор Синюкаев Василий Михайлович;
  • Заместителем командира полка – начальником штаба майор Мизюков Владимир Никитович;
  • Заместителем командира полка по лётной подготовке майор Андрейченко Василий Кириллович;
  • Заместителем командира полка по лётной подготовке Афонин Владимир Павлович;
  • Заместителем командира полка по политической части майор Гладченко Георгий Яковлевич;
  • Старшим инженером – заместителем командира полка по инженерно-авиационной службе – капитан Евстратов Василий Васильевич;
  • Помощником командира полка по огневой и тактической подготовке – майор Панкратов Михаил Семёнович.

Все указанные лица участники Великой Отечественной войны, награждены орденами и медалями Советского Союза. В честь формирования полка приказом Министра обороны СССР № 004 от 5 января 1956 года установлен годовой праздник полка – 7 ноября. Партийная организация полка насчитывала 37 членов и 7 кандидатов в члены КПСС. Комсомольская организация полка насчитывала 174 члена ВЛКСМ. Выполнение задач боевой подготовки полк начал выполнять с января 1956 года. В это же время в полк прибыли 27 лётчиков – выпускников военных училищ 1955 года.

В декабре 1956 года 64-й иап был перебазирован в г. Клин Московской области и вошёл в состав 151 гвардейской истребительной авиационной дивизии 52 воздушной истребительной армии Московского округа ПВО.

В 1956, 1957 годах личный состав полка неоднократно участвовал в учениях, проводимых командующим Московским округом ПВО, и получал хорошие оценки. Только в 1957 году полк принял участие в восьми командно-штабных учениях. К концу 1957 года в полку было 55 лётчиков. Все молодые лётчики, прибывшие из училищ, выполнили поставленные перед ними задачи. В лучшую сторону отмечены лётчики лейтенанты Дерванов Н.Л., Костенич В.П., Мельников С.И. и Ростимбергский А.П. Несмотря на ограниченное количество самолётов налёт полка составил 3165 часов.

На основании Директивы Министра обороны СССР от 21 апреля 1958 года № 013212 в мае этого же года полк был перебазирован в г. Омск.

Задачи боевой подготовки полком решались по штату второй линии. В составе полка насчитывалось 63 лётчика, из которых 38 лётчиков – первого года службы после выпуска из училищ, 3 лётчика – второго года и 22 лётчика – старослужащих. На вооружении находилось 29 самолётов МиГ-15 и 10 самолётов УТИ МиГ-15. Несмотря на решение основной задачи 1958 года – перебазирование на новый аэродром, полк в этом году участвовал в двух тактических учениях, проводимых командующим Сибирским округом ПВО, а командный пункт полка, кроме того, привлекался к участию в 10-ти командно-штабных учениях и тренировках. По итогам 1958 года полк занял первое место среди частей новосибирского корпуса ПВО. За отличные успехи в боевой и политической подготовке полку вручен переходящий приз командующего Сибирским военным округом. 1959 год был годом борьбы за лучший полк. К концу 1959 года все лётчики второго и третьего года службы (40 человек) закончили подготовку к боевым действиям днём в простых метеоусловиях и получили квалификацию «Военный лётчик 3 класса». Силами личного состава полка был построен и оборудован спортивный городок на ул. Пархоменко в г. Омске.

В период с 1960 по 1966 год полк выполнял задачи, поставленные перед ним, на самолётах Су-9.

Самолёт Су-9
Самолёт Су-9
Самолёт Су-9
Самолёт Су-9
Самолёт Су-9
Самолёт Су-9

Несмотря на то, что только в июле 1960 года личный состав полка приступил к переучиванию на самолёт Су-9, к концу года уже 18 лётчиков были подготовлены к полётам на этом типе самолёта. В 1962 году по итогам выполнения плана боевой и политической подготовки и своих социалистических обязательств полк занял 1 место в объединении. За отличные успехи в боевой и политической подготовке полк награждён переходящим знаменем Военного Совета армии, которое задержалось в полку на долгие годы. В 1963 году личный состав полка выступил инициатором борьбы за полк первоклассных лётчиков. К концу 1963 года все лётчики полка стали коммунистами, лётчиками 1-го класса.
За отличные успехи в боевой и политической подготовке полк награждён переходящим знаменем Омского обкома КПСС и облисполкома.
От жителей г. Омска полку вручен символический ключ от неба Сибири. В 1964 году личный состав полка продолжал выполнение плана боевой и политической подготовки на самолётах Су-9. Весь лётный состав получил практические навыки в воздушных стрельбах ракетами «воздух-воздух» на полигоне в Красноводске. Все лётчики и техники завоевали звание военных лётчиков и техников 1 класса, кроме того все лётчики освоили вторую специальность и получили квалификацию техника 3 класса.

В 1965 году молодой лётный состав в составе 11 лётчиков, прибывший из Армавирского училища, был подготовлен до необходимого уровня и сдал на 1-й класс на самолётах МиГ-17. К концу года все лётчики вылетели и приступили к освоению программы подготовки на самолёте Су-9.
Лётчики 1-го класса освоили полёты с грунта днём и ночью, в зимних условиях, на самолёте Су-9. Личный состав ТЭЧ получил практику выполнения 25-ти часовых регламентных работ на запасном грунтовом аэродроме Марьяновка. 18 лётчиков получили практику выполнения стрельб ракетами по воздушным целям на полигоне Красноводск. Главнокомандующий Войсками ПВО страны объявил благодарность командиру полка полковнику Синюкаеву В.М., начальнику политического отдела подполковнику Шутову П.В. и начальнику штаба подполковнику Павловскому Б.А. Новый 1966 учебный год начался митингом личного состава, на котором было принято обращение ко всем полкам истребительной авиации объединения бороться за звание отличного полка.

В Историческом формуляре 64-го иап сказано:

«Задачи по боевой и политической подготовке в 1966 году полк выполнил на 124% и занял первое место среди авиационных полков 14 ОА ПВО,
награждён переходящим Красным Знаменем Военного Совета армии. Освоены тундровые аэродромы: Подкаменная Тунгуска, Норильск
и Хатанга. Весь лётный состав получил практику полётов с грунтового аэродрома Марьяновка на самолётах Су-9.»

В марте 1966 года 10 лётчиков и 17 техников приняли участие в перелёте на аэродромы Подкаменная Тунгуска, Норильск и Хатанга. Эта задача личным составом полка была отлично выполнена. Приказом Главнокомандующего Войсками ПВО страны за мужество и грамотные действия при создавшейся аварийной обстановке в воздухе награждён ценным подарком капитан Николаев А.П. В ходе тренировочного полёта у капитана Николаева А.П. заклинило двигатель. Лётчик спокойно доложил руководителю полётов об отказе двигателя. В воздухе вёл себя спокойно
и грамотно. После двух попыток двигатель запустить не удалось и лётчик, по команде руководителя полётов, катапультировался и благополучно приземлился. Грамотные действия капитана Николаева А.П. и его рассказ на земле помогли выявить конструктивно-производственный дефект на двигателе. Хладнокровие, выдержка и отличное знание авиационной техники были поставлены в пример всему лётному составу полка. Редкий случай в авиации – за свою лётную службу Николаеву А.П. пришлось катапультироваться трижды.

В 1967 году полк получил 14 самолётов Ту-128 и один самолёт Ту-124.

Самолёт Ту-128
Самолёт Ту-128
Самолёт Ту-128
Самолёт Ту-128
Самолёт Ту-128
Самолёт Ту-128

Этот год был трудным в работе для ТЭЧ полка. Офицерский состав ТЭЧ под руководством майора Исаева В.И. длительное время находился
на переучивании. Несмотря на это, личный состав ТЭЧ полка с задачей освоения новой авиационной техники справился успешно. За успехи
в освоении новой авиационной техники, отличные показатели в боевой и политической подготовке Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1967 года награждены орденом «Красная Звезда» полковник Синюкаев В.М., майоры Абросимов В.И. и Карабанов Р.Н. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1967 года медалью «За боевые заслуги» был награждён майор Кузьмин П.И.

В 1968 году за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Вооруженных Сил Указом Верховного Совета СССР награждены орденом «Красная звезда» полковник Староверов Б.И. и подполковник Шутов П.В., медалью «За боевые заслуги» подполковник Костенич В.П. Осенью в полк, для прохождения службы, прибыли молодые лётчики – инженеры, выпускники Армавирского училища, в составе 12 человек. На конец года в полку насчитывалось 28 лётчиков, 27 самолётов Ту-128 и один Ту-124. 1969 учебный год был годом напряжённой работы. В зимний период с отличной оценкой было выполнено лётно-тактическое учение с посадкой 11-ти самолётов Ту-128 на аэродром Амдерма. Лётчики 3-й аэ, под командованием майора Кузьмина П.И., осуществили перехват воздушного противника над Северным Ледовитым океаном. В 1970 году задачи по боевой и политической подготовке полк выполнил успешно. Все экипажи подготовлены к боевым действиям днём и ночью до практического потолка самолёта при установленном минимуме погоды. Проведено три лётно-тактических учения с выполнением боевых стрельб днём и ночью, выполнено 19 стрельб. Задачи по боевой и политической подготовки в 1971 году также выполнены успешно. Выполнено 13 стрельб днём и ночью, в ПМУ и СМУ, с оценкой отлично. Полк нёс боевое дежурство днём и ночью двумя экипажами в готовности № 3 на самолётах Ту-128. В этом году построено 27 капониров для укрытия и рассредоточения самолётов.